Нужно объяснить, что сейчас последняя модель из этой серии называется Ricoh GR II (два) — без слова Digital в названии. «Обнуление» произошло в 2015 году с выходом Ricoh GR, в котором впервые установили сенсор формата APS-C. В целом, история этой линейки продолжается уже двадцать лет. Первые камеры были пленочными и их тоже было выпущено несколько моделей. Потом стали делать цифровые компакты GR Digital, с очень небольшими, но все же крупными по тем временам сенсорами. Их было выпущено четыре модели. В этом обзоре описывается предпоследняя камера из серии GR Digital, которая от последней отличается практически только отсутствием стабилизатора на сенсоре — Ricoh GR Digital III.
С оригинальным текстом на английском можно ознакомиться на сайте автора Ивана Радича BigStreetGuns.
Размер сенсора камеры 1/1.7" считался по тем временам достаточно крупным для компактной камеры. В довершение к всему, это была одна из немного "мыльниц", которая позволяла записывать RAW. C помощью этого можно было получить максимальное качество при пост-обработке.
Все эти (и многие другие) особенности, конечно, имели свою цену. Крошечная камера GR Digital III стартовала с гигантским ценником $699. За эти деньги можно было купить зеркальную камеру начального уровня с комплектным объективом, а может и с двумя. Но все же, покупка Ricoh GR была нужна, если вы хотели снимать в любых условиях. На мой взгляд, камера стоит того, чтобы использовать ее даже сейчас, после стольких лет, прошедших с ее выпуска. Читайте дальше, чтобы узнать почему.
Когда речь идет о качестве сборке, то сохраняется концепция «камера — инструмент, а не игрушка». Корпус камеры GR Digital III сделан из алюминиевого сплава, а сборка исключительно качественная. Этот фотоаппарат сделан лучше, чем большинство камер, которые я держал, и кажется даже более монолитным чем мой Olympus OM-D E-M10. Просто удивительно, как хорошо эта маленькая скромная камера ощущается в руках.
Еще приятнее использовать фотоаппарат благодаря прорезиненному матовому покрытию рукоятки и черной матовой отделке. У вас никогда не возникнет чувство, что камеры может выскользнуть из рук. Чтобы было максимально понятно: Я использую обе моих камеры: Olympus E-M1 и Nikon V1 всегда с шейным ремнем, потому что никогда не чувствую стопроцентной уверенности, что они не выскользнут из рук. При этом я использую GR Digital III без шейного ремня и без ремешка на запястье.
Еще одна вещь, которая мне нравится в конструкции GRDIII, это полностью металлическое крепление под штатив. Эта особенность встречается в компактных камерах не так часто, как хотелось бы.
Позвольте мне быстро объяснить какие элементы управления есть у GR Digital III. На передней панели есть вертикальное колесо, частично утопленное в корпус, похожее есть у Nikon Df и Contax G2. Оно используется для настройки диафрагмы в режимах A и M, и настройки выдержки в режиме S. Рядом, на верхней части расположен привычный переключатель режимов съемки с традиционными пунктами: Авто, P, A, S, M, Scene, и тремя дополнительными настраиваемыми режимами My1, My2, My3. Принцип работы диска выбора режимов объяснять не нужно, за исключением одного нюанса. Рядом с диском есть маленькая кнопка блокировки, который нужно держать для переключения режимов. Это защищает от случайного переключения. Странно, что такой функционал редко присутствует в маленьких камерах, где вероятность случайно сбить настройки намного выше.
На задней стороне, в верхней части, находится рычаг-качелька ADJ, которая выглядит как еще одно колесо, но в действительности работает иначе — больше похоже на маленький джойстик. При наклоне влево и вправо можно менять настройки ISO или установить выдержку в режиме M. Если на него нажать, то можно войти в быстрое меню, в котором выбирается пять наиболее часто используемых параметров: компенсация экспозиции, баланс белого, ISO, качество и работа AE/AF. Но на самом деле в основном меню можно заменить эти настройки на другие. Можно, например, использовать брекетинг, переключение ручного и автофокуса, режим замера и т.д.
Срава от рычага ADJ находится качелька зума. Но в GR Digital III, у которого объектив с фиксированным фокусным расстоянием, этот переключатель используется для установки компенсации экспозиции в режимах A и S, либо для автоподстройки выдержки в режиме М.
Возвращаясь к кастомизируемым настройкам, нужно сказать, что можно сохранить текущие настройки в один из пользовательских режимов My1, My2, My3.Чтобы получить доступ к этим режимам, нужно просто включить какой-нибудь из них, с помощью поворота дискового переключателя. Камера запоминает настройки, которые были сделаны, поэтому можно настроить разные параметры для разных ситуаций, а потом быстро переключаться между наборами настроек. На задней панели есть две дополнительных функциональных кнопки. Я установил Fn1 для использования автоспуска, а вторую для использования в макро.
Настройка не заканчивается программированием функционала. Поскольку у камеры есть горячий башмак и встроенная вспышка, можно доработать камеру, приспособив в ней рассеиватель для встроенной вспышки (здесь можно посмотреть как это сделано). В горячий башмак можно установить более мощную вспышку или оптический видоискатель. Я не использую дополнительную вспышку, потому что мне кажется, это идет вразрез с духом этой камеры (компактной, легкой, всегда с собой). Но я использую дополнительный видоискатель Ricoh GV-2. Будучи чисто оптическим, он не очень хорошо подходит для съемки, которая требует очень точного кадрирования из-за параллакса, например для макро. Но его удобно использовать для быстрой съемки на улице. Если вы предпочитаете еще большее широкоугольную оптику, то есть специальный конвертор GW-1, с помощью которого можно получить угол обзора эквивалентный 21-миллиметровому объективу на 35-мм пленке. Так как у меня такого нет, не могу комментировать качество сборки адаптера и его оптические характеристики.
В режиме серийной съемки GR Digital III позволяет делать 1,5 кадра в секунду в формате RAW. Тогда это была мозговыносящая возможность. Но теперь можно сравнить это с 60 кадрами, которые делает за секунду Nikon V1. Просто невозможно сравнивать.
Если говорить коротко, то Ricoh GR Digital III нельзя назвать ужасно медленной по сравнению с современными камерами, но она не так быстра. Чтобы было совершенно ясно, скажу, что у меня нет никаких проблем использовать этот фотоаппарат вместе с моим Nikon V1 и Olympus E-M10, у которых очень быстрый автофокус и скорость серийной съемки.
Что касается системы замера, то 256 сегментов датчика кажутся устаревшим значением, особенно если сравнивать со многими тысячами в современных камерах с удивительными алгоритмами анализа цветов. Но на практике такая система работает очень хорошо. Система предсказуемо ошибается, и немного недоэкспонирует, чтобы сохранить яркие зоны. Вы можете осуществлять контроль замера используя живую гистограмму. У меня она всегда активна. Также можно использовать центрально-взвешенный и точечный замер, если вы перфекционист.
Во-первых, Ricoh GR Digital III может поджигать внешние вспышки в режиме S1 без предварительной активации специального режима. И делается это со скоростью синхронизации 1/2000 секунды! Такая короткая выдержка получается благодаря центральному затвору, который используется в камере. Само собой, можно использовать и встроенную вспышку с такой короткой выдержкой. Это делает камеру крайне полезной для съемки макро и портретов со смешением окружающего света и вспышки. Для макро-съемки потребуется рассеиватель, как было показано выше. В противном случае свет от вспышки будет перекрываться объективом. Вот некоторые макро-снимки, которые я сделал используя встроенную вспышку и мой рассеиватель.
Вторая особенность GR Digital III — это очень длинная максимальная выдержка. Целых 180 секунд! Большинство других камер, даже более позднего выпуска, предлагают только 30 или, максимум, 60 секунд. Что можно сделать с такой длинной выдержкой? Наверное снимать звезды. Нет необходимости возиться с выдержкой от руки или какими-то специальными приспособлениями. Я не использовал эту функцию по полной, максимальная выдержка, которую я, кажется, использовал — 120 секунд. Но приятно знать, что функция есть и ею можно воспользоваться, когда это понадобится.
Эта камера хороша для пейзажей, ночных снимков (благодаря очень длинной максимальной выдержке в 180 секунд и очень низкой чувствительности ISO 64), уличной фотографии и макро. Если вы готовы немного поэкспериментировать, то увидите, то GRDIII отлично справляется со съемками где нужна вспышка, особенно при смешивании цветовой температуры вспышки и окружающего света. Я лично не использовал этот фотоаппарат для съемки портретов, так как я не умею делать портреты на широкоугольник, но я пользовался им для съемки макро-фотографий, в которых совмещался свет от встроенной вспышки и естественное внешнее освещение, и для ночного макро.
Ниже вы можете увидеть несколько моих фотографий, сделанных на Ricoh GR Digital III. Больше снимков можно найти в альбоме на Flickr.
С оригинальным текстом на английском можно ознакомиться на сайте автора Ивана Радича BigStreetGuns.
Предисловие
Фотоаппарат Ricoh GR Digital III является довольно старой моделью, которую выпустили семь лет назад. Он был представлен летом 2009 года. Это случилось задолго до появления серьезных компактов с однодюймовыми сенсорами — Sony RX100, Canon G7 X II и Panasonic TZ100, каждый из которых стал хитом. В то далекое время было всего лишь несколько серьезных карманных камер. Ricoh GR Digital III стал моим выбором из-за его 28-миллиметрового (в эквиваленте 35-мм камер) объектива с диафрагмой f/1.9. Для своего времени скорость работы камеры и автофокуса была просто отличной благодаря его процессору GR Engine III. Функционал дополнялся хорошим даже по сегодняшним временам 3-дюймовым экраном с разрешением 920 тыс. точек.Размер сенсора камеры 1/1.7" считался по тем временам достаточно крупным для компактной камеры. В довершение к всему, это была одна из немного "мыльниц", которая позволяла записывать RAW. C помощью этого можно было получить максимальное качество при пост-обработке.
Все эти (и многие другие) особенности, конечно, имели свою цену. Крошечная камера GR Digital III стартовала с гигантским ценником $699. За эти деньги можно было купить зеркальную камеру начального уровня с комплектным объективом, а может и с двумя. Но все же, покупка Ricoh GR была нужна, если вы хотели снимать в любых условиях. На мой взгляд, камера стоит того, чтобы использовать ее даже сейчас, после стольких лет, прошедших с ее выпуска. Читайте дальше, чтобы узнать почему.
Качество сборки и конструкция
Камеры Ricoh редко покупают за красоту. Я не знаю ни одного фотоаппарата Ricoh с глянцевым покрытием, большим логотипом или яркими белыми цифрами на корпусе. Компания Ricoh делала и делает камеры с утилитарным дизайном, с сильным акцентом на компактности и приоритетом содержания над формой.Когда речь идет о качестве сборке, то сохраняется концепция «камера — инструмент, а не игрушка». Корпус камеры GR Digital III сделан из алюминиевого сплава, а сборка исключительно качественная. Этот фотоаппарат сделан лучше, чем большинство камер, которые я держал, и кажется даже более монолитным чем мой Olympus OM-D E-M10. Просто удивительно, как хорошо эта маленькая скромная камера ощущается в руках.
Еще приятнее использовать фотоаппарат благодаря прорезиненному матовому покрытию рукоятки и черной матовой отделке. У вас никогда не возникнет чувство, что камеры может выскользнуть из рук. Чтобы было максимально понятно: Я использую обе моих камеры: Olympus E-M1 и Nikon V1 всегда с шейным ремнем, потому что никогда не чувствую стопроцентной уверенности, что они не выскользнут из рук. При этом я использую GR Digital III без шейного ремня и без ремешка на запястье.
Еще одна вещь, которая мне нравится в конструкции GRDIII, это полностью металлическое крепление под штатив. Эта особенность встречается в компактных камерах не так часто, как хотелось бы.
Компактность
Ricoh GR Digital III имеет скромные габариты: 108,6 x 59,8 x 25,5 мм и весит около 188 г. без аккумулятора и карты памяти. Этот фотоаппарат очень компактен и помещает в любой карман брюк или рубашки.Органы управления и простота использования
Я до сих пор не видел камеру, которая могла бы посоперничать с GR Digital III по схеме управления и функционалу кнопок. Независимо от размера. Если же сосредоточиться только на компактных камерах, то, исключая современные Ricoh GR и серию Fujifilm X100, ничего подобного вы не найдете. Элементы управления GRDIII чрезвычайно хорошо продуманы. И они довольно просты — полная противоположность камерам Olympus, управление которых можно очень сильно кастомизировать, но придется иметь дело с очень сложными и запутанными меню. Управление GR Digital III, несмотря на простоту, никогда не заставит ощущать отсутствие полного контроля всех параметров съемки, как это бывает, например, с Nikon V1 из-за недостатка кнопок и переключателей. В компании Ricoh сумели найти баланс между наличием массы настроек и простотой использования. У меня нет нет ни одной претензии к элементам управления GR Digital III. Вероятно поэтому я буду пользоваться камерой пока она не сломается.Позвольте мне быстро объяснить какие элементы управления есть у GR Digital III. На передней панели есть вертикальное колесо, частично утопленное в корпус, похожее есть у Nikon Df и Contax G2. Оно используется для настройки диафрагмы в режимах A и M, и настройки выдержки в режиме S. Рядом, на верхней части расположен привычный переключатель режимов съемки с традиционными пунктами: Авто, P, A, S, M, Scene, и тремя дополнительными настраиваемыми режимами My1, My2, My3. Принцип работы диска выбора режимов объяснять не нужно, за исключением одного нюанса. Рядом с диском есть маленькая кнопка блокировки, который нужно держать для переключения режимов. Это защищает от случайного переключения. Странно, что такой функционал редко присутствует в маленьких камерах, где вероятность случайно сбить настройки намного выше.
На задней стороне, в верхней части, находится рычаг-качелька ADJ, которая выглядит как еще одно колесо, но в действительности работает иначе — больше похоже на маленький джойстик. При наклоне влево и вправо можно менять настройки ISO или установить выдержку в режиме M. Если на него нажать, то можно войти в быстрое меню, в котором выбирается пять наиболее часто используемых параметров: компенсация экспозиции, баланс белого, ISO, качество и работа AE/AF. Но на самом деле в основном меню можно заменить эти настройки на другие. Можно, например, использовать брекетинг, переключение ручного и автофокуса, режим замера и т.д.
Срава от рычага ADJ находится качелька зума. Но в GR Digital III, у которого объектив с фиксированным фокусным расстоянием, этот переключатель используется для установки компенсации экспозиции в режимах A и S, либо для автоподстройки выдержки в режиме М.
Возвращаясь к кастомизируемым настройкам, нужно сказать, что можно сохранить текущие настройки в один из пользовательских режимов My1, My2, My3.Чтобы получить доступ к этим режимам, нужно просто включить какой-нибудь из них, с помощью поворота дискового переключателя. Камера запоминает настройки, которые были сделаны, поэтому можно настроить разные параметры для разных ситуаций, а потом быстро переключаться между наборами настроек. На задней панели есть две дополнительных функциональных кнопки. Я установил Fn1 для использования автоспуска, а вторую для использования в макро.
Настройка не заканчивается программированием функционала. Поскольку у камеры есть горячий башмак и встроенная вспышка, можно доработать камеру, приспособив в ней рассеиватель для встроенной вспышки (здесь можно посмотреть как это сделано). В горячий башмак можно установить более мощную вспышку или оптический видоискатель. Я не использую дополнительную вспышку, потому что мне кажется, это идет вразрез с духом этой камеры (компактной, легкой, всегда с собой). Но я использую дополнительный видоискатель Ricoh GV-2. Будучи чисто оптическим, он не очень хорошо подходит для съемки, которая требует очень точного кадрирования из-за параллакса, например для макро. Но его удобно использовать для быстрой съемки на улице. Если вы предпочитаете еще большее широкоугольную оптику, то есть специальный конвертор GW-1, с помощью которого можно получить угол обзора эквивалентный 21-миллиметровому объективу на 35-мм пленке. Так как у меня такого нет, не могу комментировать качество сборки адаптера и его оптические характеристики.
Автофокус, замер и скорость
В области потребительской электроники семь лет — это очень большой срок. Следовательно большинство современных камер будут быстрее, чем Ricoh GR Digital III во всех отношениях. Но если вернуться в те времена, когда камера только вышла, она была одной из самых быстрых компактов. В камере была очень быстрая фокусировка по точке (по выбору из девяти точек), которая была быстрой даже в макро-режиме. Кроме того, в GRDIII есть функция мгновенной фокусировки Snap-focus, которая до сих пор является эксклюзивом Ricoh. При включении этого режима, если полностью нажать кнопку спуска, то объектив фокусируется на заранее заданном расстоянии: 1 м, 2.5 м, 5 м или на бесконечности. Такая съемка уменьшает задержку практически до нуля. Для всех видов съемки это означает, что снимок делается без задержки после нажатия кнопки спуска. Этот режим идеально подходит для уличной или репортажной фотографии. Также есть режим предфокусировки, который похож на AF-C. Это было удивительно тогда, но сейчас вряд ли сравнимо с некоторыми камерами непрерывно держащими фокуса когда необходимо.В режиме серийной съемки GR Digital III позволяет делать 1,5 кадра в секунду в формате RAW. Тогда это была мозговыносящая возможность. Но теперь можно сравнить это с 60 кадрами, которые делает за секунду Nikon V1. Просто невозможно сравнивать.
Если говорить коротко, то Ricoh GR Digital III нельзя назвать ужасно медленной по сравнению с современными камерами, но она не так быстра. Чтобы было совершенно ясно, скажу, что у меня нет никаких проблем использовать этот фотоаппарат вместе с моим Nikon V1 и Olympus E-M10, у которых очень быстрый автофокус и скорость серийной съемки.
Что касается системы замера, то 256 сегментов датчика кажутся устаревшим значением, особенно если сравнивать со многими тысячами в современных камерах с удивительными алгоритмами анализа цветов. Но на практике такая система работает очень хорошо. Система предсказуемо ошибается, и немного недоэкспонирует, чтобы сохранить яркие зоны. Вы можете осуществлять контроль замера используя живую гистограмму. У меня она всегда активна. Также можно использовать центрально-взвешенный и точечный замер, если вы перфекционист.
Интересные возможности
Возможно я ошибаюсь, и некоторые современные компакты предлагают следующие две функции, но для меня они совершенно уникальны.Во-первых, Ricoh GR Digital III может поджигать внешние вспышки в режиме S1 без предварительной активации специального режима. И делается это со скоростью синхронизации 1/2000 секунды! Такая короткая выдержка получается благодаря центральному затвору, который используется в камере. Само собой, можно использовать и встроенную вспышку с такой короткой выдержкой. Это делает камеру крайне полезной для съемки макро и портретов со смешением окружающего света и вспышки. Для макро-съемки потребуется рассеиватель, как было показано выше. В противном случае свет от вспышки будет перекрываться объективом. Вот некоторые макро-снимки, которые я сделал используя встроенную вспышку и мой рассеиватель.
Вторая особенность GR Digital III — это очень длинная максимальная выдержка. Целых 180 секунд! Большинство других камер, даже более позднего выпуска, предлагают только 30 или, максимум, 60 секунд. Что можно сделать с такой длинной выдержкой? Наверное снимать звезды. Нет необходимости возиться с выдержкой от руки или какими-то специальными приспособлениями. Я не использовал эту функцию по полной, максимальная выдержка, которую я, кажется, использовал — 120 секунд. Но приятно знать, что функция есть и ею можно воспользоваться, когда это понадобится.
Для кого эта камера?
GR Digital III — это функциональный фотоаппарат, но он не для всех. Если вы рассматриваете покупку бывшей в употреблении камеры, вы первую очередь вы должны себя спросить, будет ли правильным для вас компакт с несменной оптикой и весьма широким фиксированным фокусным расстоянием, равным примерно 28 мм в эквиваленте 35-мм пленки. Некоторые люди не то что снимать, даже думать о таких широкоугольных объективах не могут, для них такая покупка будет весьма неразумной.Эта камера хороша для пейзажей, ночных снимков (благодаря очень длинной максимальной выдержке в 180 секунд и очень низкой чувствительности ISO 64), уличной фотографии и макро. Если вы готовы немного поэкспериментировать, то увидите, то GRDIII отлично справляется со съемками где нужна вспышка, особенно при смешивании цветовой температуры вспышки и окружающего света. Я лично не использовал этот фотоаппарат для съемки портретов, так как я не умею делать портреты на широкоугольник, но я пользовался им для съемки макро-фотографий, в которых совмещался свет от встроенной вспышки и естественное внешнее освещение, и для ночного макро.
Где купить?
Я не думаю, что получится купить новую камеру GR Digital III. И даже если посчастливится такой найти, то это скорее всего будет очень дорого. Камеры б/у можно найти на eBay и Amazon. Цены начинаются от 150 долларов.Ниже вы можете увидеть несколько моих фотографий, сделанных на Ricoh GR Digital III. Больше снимков можно найти в альбоме на Flickr.
Спасибо за характеристики.
ОтветитьУдалить